Всем известно понятие неблагоприятных условий труда. Это повышенные риски возникновения каких-либо проблем со здоровьем, связанные непосредственно с родом деятельности человека.
Риски для здоровья в разных профессиях связаны с разными его аспектами: рабочие на заводах рискуют получить различные травмы, сотрудники химической промышленности могут столкнуться с отравлениями и химическими ожогами, медики и лаборанты, контактирующие с бактериями, грибками и вирусами могут заразиться.
А что касается онкологии? Какая профессия повышает вероятность развития рака?
Как известно, с онкологическими рисками связано такое явление, как радиация. Конечно, в первую очередь, представляется труд работника атомной электростанции, сотрудника лаборатории ядерных исследований или профильного сектора военной промышленности. Однако эти люди защищены. Они носят спецодежду, работают в специально оборудованных помещениях, постоянно проходят профильные медосмотры и имеют доступ к специальным медикаментам, частично нейтрализующим действие радиации.
Онкогенные условия труда?
Гарвардская группа исследователей, кажется, нашла ответ на вопрос: какая профессия самая онкологически опасная? Неожиданный ответ ученых: все члены экипажа самолёта. Да, стюардессы, пилоты, штурманы, бортинженеры — все, кто по роду деятельности совершает частые перелёты в гражданских самолётах.
Оказывается, даже при том, что среди бортпроводников, по понятным причинам, нет людей с избыточным весом, мизерное количество курильщиков, и употребление алкоголя для них сильно ограничено должностными инструкциями, существуют факторы, оказывающие куда более серьёзное влияние на организм. Исследования, в котором участвовали 5000 сотрудников гражданской авиации, указали на них: радиационный фон и систематические джетлаги.
Радиация
Радиационный фон, регистрируемый на борту летящего самолёта действительно повышен за счёт того, что самолёт лишён защиты в виде атмосферы, защищающей поверхность земли. Над самолётом, летящим на высоте 10–12 километров остаётся крайне тонкий слой атмосферных газов, который уже не способен отразить излучение из космоса. И если для пассажиров, даже летающих несколько десятков раз в год, эта доза не имеет особого значения, то для бортпроводников, совершающих сотню и более полётов в год, накопительный эффект способен вызвать необратимые изменения в организме.
Джетлаги
Джетлаг, также известный, как синдром смены часовых поясов — это явление, при котором естественные «биологические часы» человека сбиваются из-за разности времени между пунктами вылета и прилёта. Для обычного человека день состоит из утра, дня, вечера и ночи. Сотрудник компании авиаперевозок может провести 10 часов наблюдая в иллюминаторе непрерывный рассвет и приземлиться в пункте назначения в то же время, в которое вылетел из пункта отправления. Таким образом, человек как бы «застревает» во времени на десять часов.
Джетлаг — это забавное ощущение, если вы летаете раз в год. Но жить в таком режиме продолжительное время очень тяжело.
Ритмы бодрствования и сна совершенно сбиваются, так как мозг отчетливо воспринимает утро как утро, в то время, как циркадный (суточный) биоритм организма настроен на вечер. Обе системы совершенно правы, так как рассудок ориентируется на часы и световой день, а нервная система ориентируется на множество других — бессознательных эндогенных факторов. Эта рассинхронизация оказывает сильнейшее воздействие на нервную систему, вплоть до серьёзных сбоев в гормональной системе организма.
Совокупность этих факторов приводит к тревожной статистике: риск развития рака груди у женщин-бортпроводниц повышается на 50%, по сравнению с теми, кто не связан с постоянными перелётами.
Но хуже всего то, что это касается не только рака груди. Точных цифр по увеличению рисков для разных видов рака нет, но ученые с уверенностью говорят: на фоне совокупности всех вредных факторов, эта профессия повышает риски развития абсолютно всех видов онкологических заболеваний.